2008/03/05

3.Образ Иерусалимской Пресвятой Богородицы



На приведенных снимках изображены две иконы Пресвятой Богородицы, на снимке слева, икона Гребневской Пресвятой Богородицы, в том виде,в каком ее изображают современные иконописцы, на правом - икона Иерусалимской Пресвятой Богородицы, тождество изображений неоспоримо, приведу краткое описание иконы Иерусалимской Пресвятой Богородицы,составленное мной по материалам книги "О Тебе радуется!" Надежды Дмитриевой.
Композиционные особенности иконы таковы:
Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется "Богоматерь Грузинская".

Именно такое изображение имеет икона Иерусалимской Пресвятой Богородицы, Образ которой так широко рапространен на Руси, и, как видим, именно с Него написан современный вариант Гребневской иконы.Остается вопрос -почему?
Мне не раз задавали вопрос,- зачем тебе выяснять как именно выглядела Гребневская икона? Есть вариант, и ладно! нам людям верующим это не нужно, ты молись побольше и думай поменьше. и все будет хорошо!
Может быть и так.Но чем больше я молюсь, тем тверже мое намерение выяснить, как же на самом деле выглядела Гребневская икона, ведь Дмитрию Донскому, Гребневскими казаками была принесена в дар Гребневская икона а не Иерусалимская, это Образ Пречистой Девы с Богомладенцем на руках, именно этот Образ приносил людям избавление от бед и напастей, в определенные годы, века,и именно Ему . Образу Пречистой, поем мы хвалу, тропари, и Акафисты. Представьте себе на миг, что Донская икона. вдруг, каким-то образом поменялась местами с иконой Владимирской, вариант -" молись побольше и думай поменьше" тут уже,- ну никак не подходит, и это -то ясно всем, но почему-то с Гребневской иконой происходит иное. На одном из сайтов я прочел,что раз икона безвозвратно утрачена и нет возможности установить как именно выглядела Гребневская икона, то вполне справедливо будет считать современное изображение истинным изображением Гребневской иконы . Это , простите, абсурд. Это все равно,что привести в доказательство того, что мой дедушка -вылитый президент Путин, то,- что я не имею ни одной дедушкиной фотографии, и поэтому это можно считать истиной. Но позвольте!, ведь есть икона Гребневской Пресвятой Богородицы 18 века! В чем же дело? Возможно в том, что и стилистические особенности иконы соответствуют 18 веку, а никак не концу 14в., и это кому-то показалось сомнительным, и в самом деле, на иконе 14 в. не могло быть приемов письма 18в., но совершенно очевидно то, что иконописец, в меру сил и возможностей стремился сохранить Образ, доступными его времени средствами, и он сохранил, и мы не имеем права пренебрегать этим Образом, а значит и писать Его как Образ Иерусалимской Пресвятой Богородицы мы не имеем права.
Я продолжал свои поиски, и вот что обнаружил,(см. следующую стр.)

Комментариев нет: